Дисфункциональная семья. 6 типов саморазрушающего поведения

Психологически здоровые люди знают, что они чувствуют. Они способны облечь свои чувства в слова и высказать их другим.

Функциональная и Дисфункциональная семья.

Семья — это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Поскольку все участники этой системы находятся в тесном контакте, то и улучшение (ухудшение) состояние одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии других. Семья функциональна пока жизни членов семьи принадлежат им самим.

Признаки дисфункциональной семьи

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий. Отрицание — слепота, страх посмотреть истине в глаза. Семья начинает признавать проблему спустя только много лет. Из-за стыда не признаются проблемы.

2. Вакуум интимности. Изоляция семьи. Никто не ходит в гости.

3. Замороженность правил и ролей. «Не говори», «Не чувствуй», «Не доверяй», Чувства позволено проявлять только тем, кто в центре. Ребенок понимает, что высказывать эмоции небезопасно. Отрицательные эмоции накапливаются и замораживаются. Не умеют выражать горе, а соответственно и радость.

4. Конфликтность во взаимоотношениях. Эмоциональные расстройства. Взаимоотношения любви и ненависти.  Насилие в семье.

5. Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»). Созависимое поведение.

6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены глухой стеной.  Не отделяется человек от его поведения. Дети берут вину родителей на себя.

7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.

8. Склонность к полярности чувств и суждений.

9. Абсолютизирование воли, контроля.

Признаки функциональной семьи:

1. Проблемы признаются и решаются

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

5. Родители делают то, что говорят

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются

7. В семье есть место развлечениям

8. Ошибки прощаются, на них учатся

9.  Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

 

Э. Ларсен приводит шесть категорий выработанного с детства саморазрушающего поведения:

1) контролеры  — их самооценка базируется на том, как много они могут сделать для окружающих людей, но не умеют заботиться о себе; Люди, которых они контролируют — не растут духовно, а становятся от них зависимыми. Считают, что они лучше знают, как нужно жить другим. Не позволяют другим быть самим собой. Строят взаимоотношения с проблемными людьми, чтобы самоутверждаться за их счет и выглядеть лучше на их фоне. Развиваются созависимые  отношения. Контролер не умеет доверять людям и Богу и сами пытаются играть роль Бога в жизни слабых людей.

2) угодники — их самооценка базируется на том, чтобы никого не рассердить, они никогда не заявляют о своих нуждах и поэтому всегда находятся в состоянии эмоционального голода; Хотят быть важными, ценными в своем окружении, предугадывать желания других людей. Их девиз по жизни: «Мир любой ценой». Они заботятся о желаниях и нуждах людей, не фокусируя внимание на себе. Им сложно ответить на вопрос «Что лично тебе нравится, или что ты любишь, чего хочешь, какие твои желания?» Потому живут чужими желаниями и исполняют их. Угодники платят большую цену, теряют свою личность, свою индивидуальность, становятся тенью других людей. Их взаимоотношения нездоровы с другими людьми, они знают, что нужно другим, и считают, что другие должны догадываться о их желаниях и нуждах. Злятся, если не получают желаемого. Затем, впоследствии «тихо» разрывают отношения (внутри обижаются), их ведь не поняли! Чувствуют себя использованными. Когда вдруг «взрываются» от накопившихся эмоций, показывают другое лицо. Всегда ищут другого человека, который его оценит и будет считать благородным. Таких людей обычно находят люди, которым отдают часть своих проблем.

3) мученики — они усвоили, что жить — это значит постоянно страдать, они добиваются боли, т.к. это норма. Часто встречаемый тип личности в христианстве. На этом смогли построить целые доктрины. Жизнь — это битва, постоянное страдание. Когда у мученика все  хорошо, чувствует себя дискомфортно. Считают подсознательно, что чем больше страдают, тем ближе к Богу. Думают, что страданиями себя смиряют, но это не есть истинное смирение. Чем больше мы позволяем Богу показать нам наше сердце, тем более в правильном положении мы находимся. Часто мученики соприкасаются с контролерами, или могут иметь смешанный тип. Мученику всегда необходимо страдать, если этого не происходит, эти люди зачастую сами провоцируют скандалы, чтобы страдание не прекращалось, усиливалось. Развивается зависимое поведение. Во всем видят только негатив и повод для страданий. Самоправедны, или наоборот находятся в самоосуждении и бичевании.

4) работоголики базируют свою самооценку на деятельности. Завершение не является их целью, им достаточно постоянного движения; Конечный результат для них не важен, главное — процесс. Не умеют отдыхать, чувствуют вину, когда ничего не делают. Работу ценят выше отношений, окружающих считают лентяями, все, кто работают или служат меньше их — раздражают. Взаимоотношения с Богом — «чем больше служу, тем больше угождаю Богу». Служение для них важнее, чем Бог.

5) перфекционисты — основа их самооценки недосягаема, оценивают все, исходя из нереального идеала; Их девиз: «Все должно быть совершенно!» Сосредотачиваются на мелочах. Мастера по нахождению ошибок. Все должно быть безупречно. Воспринимают свои ошибки, как поражение. Сосредоточены на недостатках других. Их принцип: «Все или ничего!» Поражены страхом неудачи. Иногда выглядят, как ленивые или безынициативные, потому что берутся только за то, в чем уверены на 120%. Часто остаются в тени из-за страха неудачи. Для них 99% удачи — это не все. Зачастую их талант остается не распознанным. Во взаимоотношениях с людьми недовольны и критичны. Им трудно принимать людей такими, какие они есть. Гордые самоправедные в всвоих достижениях. Это современные фарисеи, которые благодарят Бога за то, что они не такие, как другие.

6) чечеточники — базируют свою самооценку на том, чтобы быть свободными. Они научились никогда не вступать в тесные отношения. Их девиз по жизни: «Быть свободным!» Сконцентрированы на свободе, близких отношений не строят. У них много контактов, связей, которые помогают им чувствовать себя значимыми, они не понимают, что такие близкие взаимоотношения, это мастера полуправды, в отношения много не вкладывают, держат дистанцию, эгоистичны. Строят отношения только с теми, кто позволяет сохранять дистанцию в отношениях. В семье также не строят близких взаимоотношений, или не связывают себя узами брака вообще. Им сложно соприкасаться с чувствами. Зачастую провозглашают много лозунгом, но не имеют близких взаимоотношений с Богом.

Но когда человек пытается изменить привычки — он чувствует страх и панику, т.к. эти реакции — средства выживания, когда человек был ребенком.

Задача — понять эти реакции, тогда будет легче избавиться (Т.,. Горский, 2003). Задачи позднего выздоровления:

1-я задача: понимать разницу между тем, что человек узнает в здоровой и дисфунциональной семье.

Следует понять, что на этом этапе нормально иметь глубинные проблемы. Это помогает принять себя и избавиться от стыда, вины и  роли, которые являются причиной саморазрушающего поведения.

Выбор: либо выздоравливать, либо повторяться.

2-я задача: восстановление тонкого баланса между аффективной сферой и сферой мышления.

В функциональной семье: Человек имеет способность реально оценивать себя, других людей, ситуацию.

В дисфункциональной семье: Человек не может адекватно оценивать ситуацию. Поэтому вместо развития происходит принятие «удобных» ролей в отношениях — человек принимает жесткие, негибкие роли ради своего выживания, и он настолько вцепляется в эти роли, как будто его жизнь зависит от этого, т.к. он верит в это.

3-я задача: Восстановить историю детства, обсудить ее с другими.

Цель — новое понимание детства. Необходимо делиться болезненными воспоминаниями с другими, это снижает стыд, вину и другие болезненные эмоции, препятствующие дальнейшему личностному росту.

4-я задача: понять связь межу поведением в детстве и во взрослом возрасте.

Т.е. понять, какое поведение, выученное в детстве человек использует сейчас. Т.к. цель позднего выздоровления — изменение, это возможно только при определении паттернов поведения, возникших в детстве, которые повторяются в зрелом возрасте.

5-я задача: изменение стиля жизни.

Проблема в том, что часто сознательное понимание собственных действий блокируется отрицанием и чтобы через это прорваться, надо составить список своих достоинств и недостатков, которые выработались в детстве и опираться на него для большего осознания собственных действий.

6-я задача: поиск нового поведения.

Если человек вырос в дисфункциональной семье, он научился пользоваться паттернами поведения, которые неидентичный ему, т.к. наиболее мощный процесс формирования личности происходит до 10-ти лет (Т.Т. Горский, 2003). Поэтому, когда человек обнаруживает стиль поведения, который действительно подходит ему, оно кажется

естественным, легким, свободным. Но это может произойти только при освобождении от проблем детства. Качественное прохождение всех предыдущих стадий выздоровления обеспечивает такое качество, как «сознательная воля».

 

Источник: http://dovira.info/ru/materials/0000001/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *