Фундаментальные основы личности ребенка

Психология и развитие малыша

Государство начинается с семьи. Именно в семье закладываются фундаментальные основы личности ребенка, такие как базовое доверие и уверенность в себе.

Эти психологические качества, по мнению А.Маслоу, Э.Эриксона, К.Изарда и др., являются базовой основой активной и творческой деятельности личности, повышают устойчивость к фрустрации и увеличивают адаптационные возможности человека.

В данной статье собран достаточно «сухой» материал по вопросу изучения базового доверия и уверенности в себе в современной литературе.

Мы оставляем четкость и структурность материала, считая, что в такой форме он сможет принести больше пользы для специалистов, которые так или иначе связаны с вопросами материнства и детства: медиков, консультантов по грудному вскармливанию, инструкторов по уходу за ребенком, психологов и т.д. В конце статьи представлен список литературы, на который этим специалистам можно опираться в своей работе. В самой статье приведены ссылки на конкретные источники литературы.

В современной психологии обозначены различные направления, которые изучают условия формирования базового доверия и уверенности в себе в раннем возрасте.

М.Оден, С.Гроф, Г.Брехман и др. указывают на особенную значимость перинатального развития, родов и первых месяцев жизни.

М.И.Лисина, Д.Боулби, М.Ю.Кистяковская, К.Изард и др. в своих исследованиях направляют внимание на непосредственный эмоциональный контакт с матерью и её доступность.

Ж.В.Цареградская, Р.В.Дольник, Ж.Ледлофф Ж. и др. указывают на особую значимость врожденных ожиданий ребенка в отношении конкретных способов взаимодействия с матерью – элементов ухода.

Базовое доверие к матери и миру

В первый год жизни у ребенка вырабатывается необходимое психологическое образование — базовое доверие к внутреннему и внешнему миру. Это общая установка ребенка — фундамент отношения к себе и к другим людям, который позволяет пережить состояние фрустрации (периоды невозможности удовлетворять потребности) на следующих стадиях развития (Маслоу А., 2011; Эриксон Э., 2000).

Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем. Базовое доверие к миру становится интуитивной уверенностью в том, что «жить хорошо и жизнь хороша», а если станет плохо, то придет помощь (Осорина М., 2010). Если мир ребенка противоречив, причиняет боль или вызывает стресс, то развиваются установки страха, подозрительности и опасений за свою жизнь (Цареградская Ж.В., 2005; Эриксон Э., 2000; Скиннер Р., 1995).

На основе доверия у ребенка складывается положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность (Маслоу А., 2011; Осорина М., 2010; Ледлофф Ж., 2003).

Доверие к миру оказывает влияние на любознательность и активность ребенка, его симпатию и интерес к другим людям. Он способен дружить и чувствовать любовь, он будет готов вступить в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми, основанные на любви и заботе (Изард К., 2011; Оден М., 2009).

В ходе повседневного взаимодействия с матерью младенец обретает уверенность в своей желанности. Он чувствует себя защищенным и рассчитывает на гарантию положительного отклика мира на его нужды. Стоит отметить, что ребенку важно узнать с помощью взрослых не только, чему необходимо доверять, но и чему не следует. Благоприятное соотношение факторов доверия и недоверия позволяет родителям знакомить ребенка с миром реальным.

Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний и, именно этот опыт, ребенок учится переносить или не переносить во внешний мир при контакте с ним (Осорина М., 2010; Эриксон Э., 2000).

Доверие к жизни становится основой оптимизма взрослого человека, уверенностью в том, что жизнь является самой большой ценностью и жить стоит, несмотря на невзгоды.

К возрасту одного года при насыщении близостью с матерью ребенок готов к обучению социальным навыкам взаимодействия с внешним миром посредством взрослого, который является для него авторитетом. Взрослый, в свою очередь, учитывая основные индивидуальные особенности, помогает ребенку в освоении внешнего мира, опираясь на свой жизненный опыт и культурные ценности, принятые в обществе.

Уверенность в себе

Уверенность сама по себе это понимание. Неуверенность — это «незнание». Когда человек знает, он уверен. Если присутствуют сомнения, то человек не знает (Миншулл Р., 2000).

Уверенность — это предсказуемость.

Младенец должен знать, что его родители здесь и что они будут здесь, пока он зависит от них. Непредсказуемые события влияют на восприятие ребёнка, увеличивая количество неуверенности в его положении на данный момент. При постоянном действии подобных факторов (семейные ссоры, неожиданные переезды, исчезновение близких людей) неуверенность может превратиться в жизненную позицию (Маслоу А., 2011; Аксарина Н.М., 1977).

Новорожденный чувствует себя неуверенно до тех пор, пока не убедится в добром к нему отношении, пока не будет чувствовать, что все потребности удовлетворяются и можно доверять этому миру (Цареградская Ж.В., 2005) .

Младенец овладевает пространством в течение первого года жизни: сначала неуверенно, но затем, при поддержке родителей, приходит смелость и уверенность. Расширение круга общения с чужими людьми приводит к смятению ребенка, при этом, постепенно, подражая взрослым, чувствуя заботу и понимание, ребенок учится устанавливать контакт с окружающими.

Таким образом, шаг за шагом, на каждом этапе развития, ребенок сначала встречается с чем-то неизведанным. Помощь родителей в освоение нового ребенком – это «уверенность, вложенная в руки» (Крайг Г., 2010; Психология человека от рождения до смерти, 2010).

На любом этапе жизни ребенка важно, чтобы он чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.

Отрицательная оценка не стимулирует ребенка, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу.

Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Важна мера в положительных и отрицательных оценках (Маслоу А., 2011; Психология человека от рождения до смерти, 2010).

Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе (Изард К., 2011).

 

Источник: http://www.mirwomne.ru/deti-do-goda/articles/psihologia-i-razvitie/doverie-k-materi-i-miru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *